Вторник, 14.05.2024, 09:55

Сайт РМО учителей иностранных языков г. Энгельса и Энгельсского района

 

Категории раздела
Ссылки
Погода
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Из опыта работы

Из опыта работы учителя английского языка «МОУ Гимназия №8» Мягкой Инны Геннадьевны

     

                                                           

                                                           Нет детей не одаренных,  каждый одарен в какой-либо области,

                                                                     надо только найти эту область и помочь ребенку реализоваться.

                                                                     За каждым талантливым ребенком ищите талантливого взрослого.



По мнению учёных одарённый ребёнок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённости - результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков), социальной среды и психологических механизмов саморазвития личности.
Статистика гласит, что только 10% детей одарены от природы, а 80% обладают определёнными способностями, которые могут раскрыться в определённых ситуациях, при определённых методах работы педагога.

Об одарённости следует судить в единстве категорий «хочу» и «могу». То есть, чтобы ребёнок захотел его надо мотивировать, чтобы смог надо научить.
Другими словами существует два аспекта поведения одарённого ребёнка: инструментальный (способы деятельности) и мотивационный (отношение к деятельности). Каждому учителю необходимо знать эти аспекты, чтобы умело строить работу с этой категорией детей.

 Инструментальный аспект:
  • Специфическая стратегия деятельности
а) быстрое освоение деятельности и высокая успешность её выполнения;
б) выдвижение новых целей деятельности за счёт более глубокого овладения предметом, ведущее к появлению неожиданных идей и решений;
• сформированность индивидуального стиля деятельности (склонность «всё делать по-своему»);
• высокая структурированность знаний (умение видеть изучаемый предмет в системе, быстро схватывать существенные детали и факты);
• особый тип обучаемости.

 Мотивационный аспект:
• повышенная, избирательная чувствительность к определённым сторонам предметной деятельности (знакам, цифрам, звукам, техническим устройствам и т.д.) или определённым формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной);
• ярко выраженный интерес К занятиям или сферам деятельности;
• повышенная познавательная потребность
• предпочтение парадоксальной, противоречивой информации, неприятие стандартных заданий и готовых ответов;
• высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.


Как работать с одаренными детьми?

Обучение и воспитание одаренного ребенка призваны стать способами развития гармоничной личности, а не "накачкой" его готовой информацией и знаниями.
Давайте рассмотрим, какими возможностями обладает школа для развития творческих способностей и задатков в процессе обучения иностранному языку детей с опережающим развитием. Во-первых, приоритетными в работе с одаренным ребенком в школе становятся коммуникативные и проектные методики с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. На протяжении 3 лет я участвую в проектах организованных центром творческих инициатив "Snail" «Улитка». Где есть возможность готовить проект, участвовать в конкурсе и индивидуально и группами .День святого Валентина, Путешествие по Европе, PuzzleTime, Poetic Fantasy.

Также таких детей необходимо привлекать к участию в интеллектуальных играх BRITISH BULLDOG.. Конечно, победы на таких интеллектуальных марафонах являются для детей большим стимулом. Это и есть создание для учащихся ситуаций успеха и уверенности, но не самоуверенности. Использование проектной методики и современных технологий обучения иностранному языку (в том числе информационных) приобретает большее значение на среднем этапе обучения, так как в основной школе усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения. Преимущество метода проектов среди множества разнообразных технологий обеспечивается его интегративным характером, включающим в себя обучение в сотрудничестве, ролевые игры, телекоммуникационные и информационные технологии, мультимедийные дискуссии. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создается возможность прямого контакта с аутентичным языком.

Во-вторых, на уроке должен реализовываться принцип разноуровневого обучения. Для этого во многих частных школах, при изучении иностранного языка осуществляется уровневое деление учащихся на группы. Это позволяет разнообразить формы взаимодействия педагога с учениками при работе в относительно маленьком коллективе, с учетом их интересов, склонностей и способностей. Над этой проблемой и работает МО учителей иностранного языка гимназии в рамках муниципальной опытно -экспериментальной площадки по теме «Обновления содержания обучения английскому языку с учетом перехода на сопоставимую с мировой систему показателей качества и стандартов образования. Апробация и внедрение». За 5 лет работы в рамках площадки учителями гимназии разработаны методические продукты в том числе и электронные по разнообразию форм взаимодействия педагога с учениками при работе в относительно маленьком коллективе, с учетом их интересов, склонностей и способностей. Но в рамках классноурочной системы сложно осуществить уровневое деление, которое дало бы максимальный результат.

В- третьих, актуальны индивидуальные занятия-консультации и внеклассная творческая и проектная деятельность по предмету. Включение часов внеурочной занятости в учебный план позволило проводить индивидуально-групповые занятия с обучающимися имеющими повышенную мотивацию к изучению английского языка и занятия по подготовке к олимпиадам различного уровня. Очень эффективной формой работы с одарёнными детьми является драматизация, постановка отдельных сюжетов. Чем мы и занимаемся в кружке, который я веду уже 6 лет. В 2009-2010 учебном году обучающемся предлагается ближе познакомится с произведениями известных английских и американских поэтов и писателей: Алиса в стране чудес, Приключения Тома Сойера, сонеты Щекспира, поэзия Приели Биши Шелли, Редьярда Киплинга, Роберта Бёрнса. За годы существования клуба ученики ставили пьесы от «Трех поросят», «Репки», «Колобка» (на новый лад), до большой постановки «Красная шапочка» и мюзикла «Я - номер 1» ( «ГМ NUMBER ONE»).

Целесообразным представляется деление всего процесса обучения в школе на следующие учебно-методические этапы:
• 1 этап - мотивационный (2-4 класс)
На этом этапе происходит развитие интереса учащихся к предмету на основе индивидуальных заданий, а также опережающее изучение ряда тем, с последующей публичной презентацией при прохождении нового языкового материала остальной частью класса {ребенок становится соорганизатором учебного процесса). Дети привлекаются к участию в классных и в общешкольных концертах с номерами художественной самодеятельности на иностранном языке, в разнообразные творческие задания (изготовление открыток, приглашений и т.п.). При проектировании данных видов деятельности необходимо опираться на следующий принцип - учение будет эффективным в том случае, если обучающиеся получают радость от того, что они делают.

• 2 этап (5-7 класс)
Творческая деятельность и формирование основ исследовательской деятельности. Происходит вовлечение учеников в творческую деятельность через знакомство с адаптированными образцами художественной литературы страны изучаемого языка и последующей постановкой отрывков из них на сцене, организацией конкурса чтецов на иностранном языке, различных викторин, работой над проектами. Это этап создания ситуаций для исследования, которые открывают для учащихся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Обычно это достигается на уроках и во внеурочное время через интересные проблемные ситуации, которые дополняются видео-экскурсиями, сообщениями о культуре, о спорте, об известных людях страны изучаемого языка.
Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания, интерес представляет проектное обучение, которое отличается кооперативным характером выполнения заданий, являясь творческим по своей сути и ориентированным на развитие личности учащегося.

• 3 этап (8-11 класс)
Вовлечение в исследовательскую деятельность - групповой тренинг деятельности. Это метод развития, как коммуникативных, так и исследовательских навыков, навыков реферирования, а также деятельности, связанной с личным и социальным развитием. Развитие на этом этапе осуществляется со всеми учащимися в рамках обычного учебного процесса, а также с учащимися, посещающими спецкурсы или ведущими самостоятельно выбранные исследовательские проекты.

Количество учащихся принимающих участие в предметных олимпиадах и конкурсах школьного, муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней растёт с каждым годом.

С целью повышения мотивации учащихся к изучению английского языка учащиеся МОУ «Гимназия № 8» регулярно участвуют в Международной некоммерческой программе обмена для старшеклассников FLEX под патронажем Американских советов по международному образованию. Программа полностью финансируется Правительством США и поддерживается Министерством Образования Российской Федерации.
В 2008-2009 учебном году в конкурсе приняли участие 8 учащихся 9-х классов, в финал программы, успешно пройдя три языковых тура, вышел ученик 9 «А» класса Белов Михаил.
В 2009-2010 учебном году в конкурсе приняли участие 10 учащихся 8,10-х классов, в финал программы, успешно пройдя три языковых тура, вышел ученик 10 «Б» класса Гаврилов Алексей. В 2010г. 9 учащиеся 10 класса приняли участие в олимпиаде "ПОЛИГЛОТ ПЛЮС", организованной Российской Академией образования, фондом поддержки и развития образования. Московским Государственным университетом им. М. В. Ломоносова.
Евстигнеева Настя, Белов Михаил прошли отборочный тур, и финальные испытания, которые прошли 17 апреля в Москве. Евстигнеева Настя-призёр.
Сводная таблица по количеству учащихся, принимающих участие в разноуровневых предметных олимпиадах и конкурсах за последние 3 года.

На своих уроках английского языка я пытаюсь строить работу так, чтобы дети могли погрузиться в творческий процесс, воспитывать в них стремление к открытиям. Большую помощь в этом оказывает использование межпредметных связей на уроках. Интегрирование с музыкой.

Методические преимущества песен в обучении английскому языку заключаются в следующем:
• песни помогают без особого труда более прочному усвоению и расширению лексического запаса, так как включают в себя новые слова и выражение;
• в песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает её активизации. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у школьников чувства языка, знакомит с его стилистическими особенностями;
• на песенной основе значительно легче усваивается грамматический материал;
• песня стимулирует развитие навыков диалогической речи, а значит и языковой компетенции в целом;
• благодаря аутентичности песен учащиеся овладевают подлинным разговорным языком;
• разучивание песен помогает закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма;
• песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива.



На следующем этапе перехожу к исполнению песен на уроках и во время внеклассных мероприятий, начиная с простых (Jingle bells, Merry Christmas) до песен из репертуара Биттлз и современных певцов. Любят ребята и обыгрывать песенки (Aluetta), что позволяет использовать непроизвольное внимание детей и непроизвольную память, даёт возможность создать на уроках непринуждённую, творческую атмосферу, а также решать не только языковые, но и общеразвивающие задачи.

Работая по принципу «Языку нельзя научить, языку можно только научиться», я использую на уроках такие задания, которые стимулировали бы творческое мышление ребят. К таким заданиям относятся ребусы, головоломки, чайнворды и другие. Так как одарённых школьников отличает высокая скорость переработки и усвоения информации, они обожают не только решать головоломки, чайнворды, кроссворды, ребусы, но и сами составляют такого рода задания. При этом ребята прочно усваивают лексический материал, запоминают написание слов, учатся работать со словарем. Я уверена, что эти упражнения будут полезны и в часы досуга, (см. Приложение)

Уроки «А. Милн и его герои», "Shakespeare of all time" ("Шекспир на все времена") строятся на межпредметных связях с русским языком и литературой, которые позволяют обеспечить максимальную эффективность уроков английского языка, способствует интеллектуальному развитию учеников, расширению лингвистического, филологического и общего кругозора, развивает литературный талант. Учащиеся самостоятельно переводят отрывки из произведений великих писателей, причём оценивается не точность перевода, а стиль написания. Очень нравятся ребятам конкурсы стихотворных переводчиков, которые я провожу, начиная с 3 класса. Такие задания способствуют развитию творческих способностей и расширяют словарный запас школьников. Учащиеся осознают, что иногда в литературном переводе нельзя сохранить все подробности оригинала. А средствами родного языка нужно передать основной смысл переводимого стихотворения.

Интегрирование с биологией, экологией. Ребята 5-6 классов готовят журналы о своих питомцах, где размещают фотографию домашнего животного, рассказывают о том, как за ними ухаживают. Школьники постарше знакомятся с рассмотрением определённых явлений - « парниковый эффект», «озоновые дыры», создают плакаты и рефераты об исчезающих животных из Красной книги. Невозможно изучение языка без интеграции с историей и географией, тесная связь с этими предметами прослеживается при изучении тем страноведческого характера «Великобритания», «США», «Австралия» и др., ребята знакомятся с историей стран, географическим и политическим устройством, историческими и политическими деятелями (О.Кромвель, адмирал Нельсон, президенты США), великими путешественниками (Х.Колумб, Д. Кук), (см. Приложение)

Применение компьютера на уроках иностранного языка позволяет использовать ресурсы глобальной сети Интернет, где можно найти много аутентичной информации на любую тему, вступить в контакт с носителями языка.
Другим важным средством для повышения интереса к иностранному языку является клуб по переписке. Он помогает научиться письменно излагать свои мысли и имеет огромное значение для формирования внутренней мотивации. То есть, учащийся практически применяет полученные на занятиях знания и стремится получить дополнительные. (www.englishforkids.ru(Pen Friends Club); www.englishpenfriend.com)

Электронные учебники обладают широкими возможностями для достижения дидактических, воспитательных, развивающих целей средствами информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка.

Необходимо учитывать и тот факт, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения, но и воспитания. Развитие одаренности имеет собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность. Мне не безразлично, какими они становятся, формируются как личности, приобретая качественные знания, различные умения и навыки. А потому, необходима совместная практическая деятельность одарённых детей и родителей.

Говоря в целом о работе с одаренными детьми в школе, мы должны еще отметить три основных момента, которые кажутся очень важными.
Эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие. Но при этом самое главное - не подавить в ребенке его индивидуальность, те черты и особенности, которые, собственно говоря, и делают его другим.
Педагоги, работающие с такими детьми, должны быть профессионально и психологически готовы работать с детьми, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя. Эта ситуация должна приниматься учителем без внутреннего протеста.
Сверхзадачей педагогов в этом вопросе вовсе не является подготовка профессиональных лингвистов или специалистов гуманитарных профессий.

Наша главная цель работы - воспитание образованного, порядочного и здорового человека, готового самостоятельно выбирать свой жизненный путь, ставить перед собой цели и творчески трудиться для их достижения.

В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одарёнными детьми— это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одарённых детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одарённых. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что ещё сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Приложение
Выступление на семинаре учителей английского языка 26 августа 2010 года.

Категория: Из опыта работы | Добавил: diydiy (29.09.2010)
Просмотров: 5667 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]